Творчество И.И. Левитана на фоне общественно-исторической обстановки в России 80-90 гг. 19 века

Выполнила ученица 11 класса Каплан Елена Леонидовна
Научный руководитель: Орлянская Анастасия Филипповна

План

Общественно-историческая обстановка в конце XIX в. и начала XX в.

Общая характеристика русского искусства в конце 19 и начале 20 веков.

Краткие биографические данные И.И. Левитана.

Лирическая сущность творчества И.И. Левитана.

Импрессионистическая трактовка мира в творчестве И.И. Левитана.

Отражение идеалов передовых прогрессивных людей этого времени в творчестве И.И. Левитана.

Идейная близость творчества А.П. Чехова и И.И.Левитана.

Значение творчества И.И. Левитана в развитие русского искусства.

Список литературы.

Общественно-историческая обстановка в конце XIX в. и начала XX в.

Конец 19 в. и начало 20 в., Россия представляет собой переломную эпоху во всех сферах жизни. Отмена крепостного права открывала пути к становлению новых, буржуазных отношений, которые в конце 19 – начале 20 века с особой яркостью проявили себя в области промышленного производства. Реформа во многом сохранила и законсервировала старые, крепостнические отношение.

Мировой сельскохозяйственный кризис, растущие обнищание деревни сузили рынок сбыта для русской промышленности. Желая подержать промышленность, правительство стало расширять строительство железных дорог, приступило к перевооружению армии и к созданию океанского броненосного флота. Правительственные заказы требовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве, Подмосковье. Петербург превращался в мощный индустриальный центр. 1890 годы время интенсивного железнодорожного строительства. Заметно растут города, увеличивается городское население (1890 годы более 17 млн. человек, это более 13% всего население). На более высокий уровень выходит процесс монополизации промышленного производства. В начале 20 в. трудно было отыскать отрасль промышленного производства, в которой монополистические объединения не играли бы определяющей роли. Организуются тресты и концерны.

Складывается финансовая олигархия, прибиравшая к своим рукам огромные финансовые средства и основные промышленные мощности. Правительство расходовало огромные средства на военные цели.

Численность рабочих в России к 1900 г. увеличилась втрое, и составило около 3 млн. человек. Рабочий день рабочих доходил до 14-15 часов. Заработная плата рабочих была в 2 раза ниже, чем в Англии и в 4 раза ниже, чем в США.

Наполнившееся недовольство выплескивалось в стачках и забастовках. Россия шла к революции. Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка. Появляются марксистские кружки. Создаётся «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», во главе которого был В.И. Ульянов. Россия пережевала бурные времена. Произошла революция 1905-1907 гг.

С полной нагрузкой работали и царские суды. Количеств рассмотренных дел в 1903 г., возросло с 1894 года в 12 раз.

С любыми притязаниями на государственную власть самодержавие боролось бескомпромиссно.

Рабочие движение начинает представлять опасность для существующего строя.

Рост промышленного производства, безысходное положение русской деревни; правительственная реакция, затянувшаяся, на два десятилетия, все это неизбежно приводило к резкому обострению социальных и политический противоречий. Революционное брожение охватило самые разные классы и слои населения. Нарастает деятельность подполья, приобретая небывалые масштабы, и выражается в новых формах, все более опасных для самодержавной власти.

В цепочки событий 20 века — первая мировая война, которая закончилась «плохим миром» для России и создала предпосылки для Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 г.

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.

Общая характеристика русского искусства в конце 19 и начале 20 веков.

Конец 19-начало 20 века это эпоха, перелома во всех сферах социальной и духовной жизни. Россия шла к революции. Искусство становится выразителем противоречий позднебуржуазного развития, чреватых революционным взрывом и выдвигающих в качестве ведущей революционной силы пролетариат. Искусство, тем более искусство изобразительное, постепенно проникается сознанием невозможности отобразить новое жизнеощущение методом старого реализма. Хронологически данный период располагается между началом 1890г. и по 1917 г. В условиях поляризации сил в нарастающих битвах заново поднимаются и пересматриваются вопросы о месте и роли искусства.

Выдвигаемое самой жизнью требование демократизации искусства остро ощущавшееся самими художниками, сталкивалось с тенденцией к усложненной художественной форме, характеризующейся творчеством таких мастеров как Врубель, Левитан, Серов, и представителей круга «Мира искусства» — первая крупная художественная группировка после передвижников.

После революционной ситуации 60-70 годов в России наступила жесткая политическая реакция. 80-е годы, годы кризиса революционного народничества и той идеологической платформы, на которой зиждилась эстетика передвижников. Это десятилетие было одновременно и порой высшего расцвета передвижнического реализма в творчестве Репина и Сурикова и началом его кризиса. Пора расцвета передвижников прошла. Репин, Шишкин, Куинджи вошли в состав академической профессуры.

Вступление русского капитализма в империалистическую стадию своего развития, которое падает на 90-е годы 19 века, оказало решающее влияние на все сферы духовной жизни общества. Сознание враждебности мира буржуазной «пользы» искусству и красоте выступает особенно остро. Критическое отношение художников к деятельности не исчезает, но приобретает форму поисков гармонии и красоты в мире, чуждом этому.

Сознание того, что эта красота не является порождением мира, а создается талантом художника, его фантазией, сказалось в тяготении художников к сказочным, аллегоричным и мифологическим сюжетам, а также в обращении к фольклору, воспоминаниям о прошлом.

Аналитический метод реализма середины 19 века изживает себя. Оппозиционность искусства прозе буржуазных отношений приобретает не, сколько нравственную и социальную окраску, а сколько эстетическую окраску: главное зло буржуазного мира — это равнодушие к красоте, атрофия чувств прекрасного. Задачей художника считается, всеми средствами воспитывать эстетические чувства.

«Будит... от мелочей будничного величавыми образами»- так ставил задачу М. Врубель.

Задачу приближения искусства к жизни ставили и художники середины 19 века, передвижники, но искусство оставалось, отгорожено от жизни стенами музеев. Художники же конца XIX века принимают форму приближения искусства к жизни в её прямом значении как задачу преобразования окружающего мира. Картины, скульптуры должны выйти из музеев, стать принадлежностью быта.

В этот период происходит множество внутренних конфликтов и полемики между отдельными художественными группировками. Этому способствовала активная выставочная жизнь, а так же большое количество периодической печати, где постоянно освещались вопросы изобразительного искусства.

Большая роль в этом вопросе принадлежит группе художников «Мир искусства». Художники этой группы устраивали множество своих выставок. Выходил и журнал, который так же назывался «Мир искусств», где печаталось много статей об искусстве, журнал пользовался огромной популярностью. «Мир искусства» приглашал к участию в своих выставках мастеров из стран Западной Европы. Молодые русские художники часто стали выезжать на учебу за рубеж. Центром деятельности искусства стал Петербург. В Москве художественные силы объединились в «Союз русских художников».

Важной особенностью данного периода является выравнивание развития отдельных видов искусства: рядом с живописью становится архитектура, декоративно-прикладное искусство, книжная графика, скульптура, театральная декорация.

Главенствующая роль станковой картины, которая была в середине 19 века уходит в прошлое.

Формируется новый тип универсального художника, который «умеет всё» — написать картину, декоративное панно, выполнить монументальную роспись и виньетку для книги, вылепить скульптуру и «сочинить» театральный костюм.

Культ артистического универсализма царил в кружке художников, группировавшиеся около промышленника и мецената СИ. Мамонтова в Абрамцево. Этот кружок стал кузницей идей и форм нового русского искусства. Их деятельность постепенно приобретает ориентацию на театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство, на возрождение народного искусства.

Народность, понимаемая художниками 60-х годов и старшими передвижником как сочувственное изображение народной жизни в повествовательном жанре, интерпретируется иначе в деятельности абрамцевского кружка — как в создании народного духа в самом широком смысле этого слова в современном искусстве через лирически-эмоциональное постижение народной поэзии, переработки образов народного изобразительного творчества.

Краткие биографические данные И.И. Левитана.

Рассмотрим творчество одного из талантливых художников России И.И. Левитана на фоне общественно-исторической обстановки 1980-1900 г. Пик творчества И.И Левитана приходится на период переломный во всех сферах социальной и духовной жизни.

И.И Левитан родился 18(30) августа 1860 года на западе окраине России в бывшей Ковенской губернии, в местечке Кибарты. Отец художник, но позже становится учителем иностранных языков, даёт уроки в частных домах, а одно время работал переводчиком, кассиром и контролёром на приграничных железнодорожных станциях.

Отец не только обеспечивает семью, но и даёт первоначальное образование. В1860 г. семья переезжает в Москву, чтобы обеспечить детям возможность выйти в люди.

Старшей брат Авель поступает 1830 году в Московское училище живописи, ваяние и зодчества, а затем в 1873 году и Исаак поступает в это же училище.

Исаак был талантлив и начал получать награды за «первые номера по художественным занятиям». Но счастья длилось не долго, в скоре умерла мать, а затем и от тифа скончался отец. В 17 лет Исаак остался нищим один на улице

Левитана исключают из училища за неуплату за занятия. Но друзья-студенты собирают необходимую сумму и вносят деньги в канцелярию. Левитан возвращается к занятиям.

В 1874 году переведен во 2, «головной», класс Училища. И одновременно начинает заниматься в мастерской, которой руководит А. К. Саврасов. В 1975 знакомиться с братом А.П. Чехова — Николаем Чеховым, который позже поможет написать женскую фигуру в картине Левитана «Осенний день. Сокольники». Эту картину в январе 1880 г. приобретет в свою галерею П.М. Третьяков.

3 апреля 1877 г. в ученическом отделении 5-ой выставки Товарищества художественных передвижных выставок в Москве экспонируются пейзажи Левитана, где он получает высшую из возможных для художника в то время оценку, и первый отклик о его работах в печати. Месяцем позже, советом Московского художественного общества утверждено присуждение Левитану Малой серебряной медали за «этюд масляными красками».

В 1884 г. общим собранием Товарищества художественных передвижных выставок Левитан принят в число экспонентов. Через год в 1885 он уезжает на лето в деревню Максимовку близ Бабкина, куда на лето переехала семья Чеховых. К этому же времени относится тесное сближение Левитана с А.П. Чеховым. В мае того же года переезжает в Бабкино, где пишет пейзаж «Река Истра» и дарит его писателю.

В 1886 г. живёт в Крыму, а в 87-ом в третий раз едет за границу, где посещает Вену, Северную Италию, Швейцарию, Германию и избирается действительным членом мюнхенского Secession.

23 марта 1898 г. собрание Академии художеств присваивает Левитану звание академика. После чего он вновь едет за границу (Наугейм, Мюнхен, Париж) где на Международной выставке Secession экспонируются его пейзажи, а с сентября И.И. Левитан начинает преподавать в московском Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1896 году, после вторично перенесённого тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца. 22 июля 1900 г. Левитан умер.

Жизнь Исаака Ильича Левитана преждевременно оборвалась на самом рубеже XIX и XX столетий. Таким образом, как бы подытожив в своем творчестве многие лучшие черты русского искусства прошлого века.

Левитан меньше чем за четверть века написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. Счастье художника, пропевшего свою песню, сумевшего поговорить с пейзажем наедине, осталось с ним и отдано людям.

Лирическая сущность творчества И.И. Левитана.

И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности. Такое произведение Левитана, как «Март» (1895) знаменует собой высшую точку этой линии пейзажного творчества. Чистые звонкие краски этой картины: сияющая голубизна неба, интенсивные сине-фиолетовые тени на белом снегу, ярко-желтая стена дома.

Из-под кисти Левитана выходят в 1885 г. два тончайших по колориту букета полевых цветов «Одуванчик» и «Фиалки».

В 1889 г. Левитан пишет 2 картины. В картине «После дождя. Плёс» изображён волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа. Вскоре была написана картина «Вечер. Золотой плёс». Обе эти картины были показаны в 1890 на 18-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Родственная по содержанию пейзажа «Вечер. Золотой плёс» картина «Тихая обитель». В ней так же мягок и гармоничен тёплый золотистый колорит. В тишине летнего вечера кажется зачарованный дальний лес, недвижимое на воде отражение деревьев и куполов монастырских церквей. Созданный художником образ, как всегда у Левитана многогранен по своему содержанию. Он вызывает в душе и чувство покоя, и тихую лирическую печаль и восторженное восхищение красотой летнего вечера.

Современников Левитана восхищала красота созданного художником образа природы. А.П. Чехов писал своей сестре 16 марта 1891 г. «Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина произвела фурор».

И.И. Левитан достигает всеобщего признания и становится первым пейзажистом России.

Импрессионистическая трактовка мира в творчестве И.И. Левитана.

На рубеже 80-90 г. творчество Левитана достигает зрелости. Его живопись близка к импрессионизму. Особенностью импрессионистической трактовки видимого мира является стремление достигнуть иллюзии быстрой смены состояния природы, иллюзии сиюминутно протекающей перед взором зрителя жизни. Это впечатление, однако, достигается не путём изображения скоро преходящих «событий» в природе — бурь, дождей, порывов ветра, а через наблюдение тонких нюансов, быстро распадающихся цветовых отношений, присущих только этому данному и неповторимому короткому мигу. Одновременно с этим сама красочная оболочка картины становится как бы разрыхлённой, пористой, подвижной вследствие того, что обнажает движение кисти, и сам темп нанесения мазка, становясь ощутимым, как бы вовлекает зрителя в изменчивый поток времени.

Всеми этими качествами отмечен пейзаж Левитана «Берёзовая роща» (1885-89). Среди густой свежей зелени весенней травы и листвы, ещё не иссушенной летним зноем, сияют перламутровой белизной стволы молодых берёз с играющими на них солнечными пятнами. Стилю исполнения присущ характер быстрой импровизации, хотя известно, что полотно «выдерживалось» художником в мастерской в течение 4 лет. Это говорит о том, что живая трепетная вибрация мазка есть следствие тонкого художественного расчёта-установки на восприятие живописного зрелища как синхронного запёчатлённому в нём моменту природной жизни, а не следствие произвольной небрежности в погоне за ускользающим мгновением.

Картина «Золотая осень» (1895). Левитан изображает на этой картине тихую речку и группу берез на береговом склоне, выделяющихся осенней золотой листвой на фоне далекого синего неба.

Радостью восприятия природы, чувством её торжественной красоты полно содержание этого пейзажа. Впечатления от осенней природы, одетой в сверкающий золотой наряд, настолько ярки, что кажется в рассвете жизненное начало, несмотря на осень.

«Короткая, но дивная пора». Левитан не ограничивал здесь свою задачу передачей только нарядности и яркости осенних красок природы, но внёс большой образ цельности и поэтичности. Характер исполнения данного пейзажа связан с импрессионистическим методом. Некоторые критики пытались усмотреть в этом пейзаже отход Левитана от реалистических традиций. Между тем в картине «Золотая осень» выражена ярко непосредственность жизненных впечатлений художника, достигнутых путём отбора материала,

поисков композиций и как итог дела широко-развёрнутая картина жизни природы. За всем этим видно присущее художнику огромное знание натуры.

Картина — «Озеро» является последним незавершенным монументальным полотном. Мир вдруг словно ожил, наполнился светом, воздухом, дыханием тёплого, влажного ветра. Озеро играет всеми оттенками чистых цветов. В нём отражается небо с белыми пушистыми облаками, освещенными солнцем. И только тёмная тень, рассеивающаяся у подножия ярко сияющей в лучах солнца белой церковки, напоминает о прошедшей грозе.

«Озеро» Левитана — это собирательный образ прекрасной русской природы притворённое в образ Родины, радостный гимн красоте земли.

Отражение идеалов передовых прогрессивных людей этого времени в творчестве И.И. Левитана.

И.И Левитан, воспитанный на традициях идейной живописи, жил идеалами передовых людей своего времени, отражал в своём искусстве чувства и мысли, которые порождала в его сознании русская действительность. Не случайно он оказался в обществе передвижников. Прирожденный пейзажист, он сумел сделать своё искусство глубоко человечным, проникнутым пафосом гражданского самосознания, чистого настроения современников, которые не получили отражения в творчестве других пейзажистов его современников.

В последнее десятилетие жизни 1891-1900 г. творчество И.И. Левитана достигает необычайной широты в своих замыслах и каждая найденная художником тема получает воплощение в подлинно монументальном образе.

Этот период творчества И.И. Левитана прошёл в исключительно напряженной обстановке. Художник гораздо глубже, чем прежде осмысливает впечатление окружающей действительности, и остро реагирует на всё происходящее вокруг. В содержании его пейзажей начинает явственно звучать социальная тема. Левитан пытается теснее связать свое искусство с жизнью.

В 1892 г. он пишет картину «У омута». В картине присутствует два основных плана: освещенная вода у ближнего берега, с одной стороны, и лес в глубине, бросающий резкую, почти черную тень на воду, — с другой. Лес представляет собой на первый взгляд сплошную темную массу, в которой художник градациями тона намечает движение вечерних теней па густой чаще. Тонко разработанным колоритом Левитан добивается исключительной силы впечатления. Прямо-таки на глазах у зрителей гаснут дневные краски, природа меняет свой обычный облик и наполняется таинственностью. Все как будто ждет наступления темноты, все как будто настороженно прислушивается к ночным звукам. Тесно прижавшимися друг к другу кажутся в сумерках кусты и деревья. Беспокойно колышутся на фоне пепельных облаков их отдельные сквозистые вершины, отражаясь в воде подчеркнутым черным рисунком слегка колеблющихся ветвей и ствола. Справа от плотины недвижима черная бездонная глубина омута. Отсветы закатившегося солнца чуть дробятся в падающей с плотины воде, а над нею едва трепещут тонкие ветки кустарника. При общем уравновешенном и ясном построении всего пейзажа, при большой близости его к натуре все нем пронизано настроением настороженности, необычности, тишины, все выступает поэтически преображенным, наполненным глубоким человеческим волнением.

Полное тревожного чувства содержание картины делает ее образ близким поэтическим народным легендам, неизменно связывающим омут с «гиблым местом», где человека подстерегают притаившиеся в природе темные силы. (Возможно, есть доля истины в воспоминаниях СП. Кувшинниковой, указавшей на то, что Левитану рассказывали о гибели в этом омуте молодой крестьянской девушки, возлюбленного которой барин «забрил» в солдаты.)

Пейзаж написан художником с исключительным мастерством обобщения. Впечатления, вызванные самим мотивом природы («У омута»), переплелись здесь с впечатлениями окружающей жизни. Глубина и значительность взятой художником темы нашли в пейзаже свое полное выражение.

Картина «У омута» была показана Левитаном на 20-й Передвижной выставке в 1892 году и сразу же привлекла к себе внимание не только мастерством исполнения, но и значительностью созданного пейзажистом образа.

Реалистичность этого произведения, его близость к натуре отмечали даже те, кто искал в пейзаже Левитана, прежде всего выражения его личных переживаний и настроений. Они ставили ему в упрек, что он недостаточно раскрывает себя и не может оторваться от на туры. Эти упреки лишний раз говорили о том, что Левитан в своих исканиях оставался верным традициям реализма и в момент наметившегося перелома в искусстве был с теми, кто, как и он, стремился своими произведениями поднимать серьёзные жизненные вопросы.

Картина Левитана «У омута» — первая в цикле его произведений 1892-1894 г. Вслед за ней в том же году он создает «Владмирку»; а в 1894 году — «Над вечным покоем». Можно сказать, что эти три капитальных творения художника связаны между собой логикой внутреннего развития темы. Их роднит не только минорный тон содержания, но и социальная значимость поднятых художником тем, их актуальность и созвучность общественным настроениям, порождаемым скрытым протестом подавленного и угнетённого народа. Примечательно, что в начале 90-х годов, когда Левитан работал над картиной «Владимирка», судьба заключенных в царских тюрьмах и сосланных на каторгу борцов за свободу стала актуальной темой для целого ряда передовых писателей и художников. Почти одновременно с Левитаном над ней работали художники-жанристы С. В. Иванов, С. В. Малютин, и А. Е. Архипов. В литературе наиболее яркое выражение эта тема получила у Чехова («Остров Сахалин») и несколько позднее у Якубовича-Мельшина («В мире отверженных»).

Никогда до этого социальная направленность в искусстве Левитана не выступала столь определенно, никогда раньше не поднимался художник в своих произведениях до столь широкого идейного обобщения создаваемого им образа пейзажа. Картина «Владимирка», несомненно, является у художника одним из глубочайших произведений периода творческой зрелости. Она была написана им во Владимирской губернии, в имении Городок близ станции Болдино. «Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда»: рассказывал Левитан об этой дороге Кувшинниковой.

В картине, как и в эскизе, изображен тот же пейзаж, с пролегающей по равнине дорогой. Она тянется от переднего плана в глубину среди полей, перелесков и селений и лишь где-то у самого горизонта теряется в синих далях. Кажется, что эта дорога «из края в край пересекла всю страну». Ее протяженность хорошо подчеркивается узкими тропинками, протоптанными по обе стороны дороги. По холодно-серому небу тревожно бегут над равниной более светлые по тону облака. Легкие тени, падающие от облаков, ритмично вторят их движению. Кроме дороги, идущей вдаль, через всю равнину слева направо вьется тропинка. Пересекая в глубине дорогу, она замедляет ритм ее стремительного движения и направляет взгляд зрителя к стоящему при дороге кресту, перед которым остановилась для молитвы странница с котомкой за плечами.

В изображенном Левитаном безлюдном, тоскливом пейзаже кроме дороги, пересекающей равнину, и этого старого придорожного креста, свидетеля народного страдания, нет более ничего, что бы повествовательно раскрыло его сюжет. Свободна картина и от внешней иллюстративности.

Найденный художником колорит определяет собой в значительной степени и настроение, создаваемое пейзажем.

Художнику, добившемуся в своей картине столь органического слияния содержания и формы, сумевшему в пейзаже раскрыть столь глубокую социальную тему, недостаточно было быть только талантливым пейзажистом. Такую картину, как «Владимирка», мог создать только человек, идейным убеждениям которого было близко социальное содержание, выраженное через образ природы. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других его картинах, претворил ось в скорбную тему народного страдания.

Трудно переоценить значение этого пейзажа в русском реалистическом искусстве 90-х годов. Он как подлинный документ эпохи встал в один ряд с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол царской России. Не случайно М. В. Нестеров назвал «Владимирку» историческим пейзажем, подчеркивая этим общественный смысл её содержания: «Эту прекрасную картину смело можно причислить к немногим нашим «историческим» пейзажам. Во «Владимирке» счастливо сочетались историческая быль с завершенным, законченным мастерством, и эта картина, по-моему, остается одним из самых зрелых созданий художника».

Содержание, выраженное художником в картине «Владимирка», позволяет не только сопоставить ее с аналогичными по теме произведениями передовых писателей и художников, современников Левитана, но дает повод говорить о преемственности традиций идейной живописи 60-х годов. Известно, что именно в то десятилетие под влиянием широко развернувшегося в стране освободительного движения у русских художников с особой силой проявился интерес к таким картинам жизни или природы, которые помогли бы им средствами их искусства поведать о народной печали и выразить свои гражданские настроения. Они достигали этого чаще всего изображением тоскливых мотивов пейзажа или путём введения в его композицию повествовательно-жанрового сюжета, раскрывавшего тяжесть крестьянской доли. Произведение Левитана, появившееся в 90-х годах, в новых общественных условиях, в не меньшей мере, чем картины зачинателей демократического пейзажа, было полно чувства скорби и пафоса гражданственности. Однако достиг этого Левитан, не поступившись красотой русской природы, не умалив поэтической прелести и величественности ее образа. Не привнося в пейзаж дополнительных разъясняющих элементов, он поэтически тонко и в то же время многогранно сумел раскрыть в самом образе природы глубокую социальную тему. «Владимирка» Левитана является лучшим свидетельством огромных завоевании, достигнутых передовыми русскими пейзажистами.

Весной 1893 года, художник с наступлением лета уехал в Тверскую губернию, где и поселился близ городка Вышний Волочек, среди живописных окрестностей озера Удомля. Эти места уже тогда привлекали к себе внимание русских художников. Здесь, на озере Удомля, и началась у Левитана работа над картиной «Над вечным покоем», занявшей столь значительное место в художественном наследии выдающегося русского пейзажиста.

Картина «Над вечным покоем» завершала собой цикл пейзажей, в содержании которых наиболее явственно звучит социальная тема. Идейно слившаяся и как бы личностно проникнутая философскими раздумьями самого художника о смысле жизни и судьбе людей в грандиозности явлений всей вселенной, она не перестает быть темой социально-общественного звучания. По глубине идейно-художественных обобщений, достигнутых в пейзажных образах, по широте и смелости поставленных в них вопросов жизни этот цикл картин Левитана представляет собой одну из вершин реализма в русской живописи.

11 февраля 1897 года на 25-ую передвижную выставку в Петербурге наряду с прочими картинами Левитан дал свою поэтическую, проникновенную картину «Весна — большая вода», датированную в подписи 1897 годом. Знаменательно, что впервые в сознании художника образ этого пейзажа возник ещё в 1894 году, во время его жизни за границей, вместе с воспоминаниями о родной стране. Белые стройные молодые березки (справа среди деревьев и слева у берега) подчеркивают симметричность композиционного построения. Водами разлившейся реки занято почти все пространство картины вплоть до линии горизонта. На переднем плане, над водой, поднимается затопленный перелесок. Ветви деревьев, частью срезанные справа краем холста, помогают представить продолжение этого перелеска за пределами картины. В просвете между деревьями, в глубине, видна деревня, расположенная на гористом берегу, и затопленные водой сараи. Неподвижно стоит на переднем плане рыбачья лодка, напоминая о незримом присутствии человека.

Недвижима гладкая поверхность воды, не шелохнутся ветви на деревьях, не колеблется их отражение в воде. Покоя природы, кажется, не нарушает ни один звук. Но именно благодаря так тонко переданному состоянию тишины и становится особенно ощутимым первое весеннее пробуждение природы. По-весеннему голубеют подернутые прозрачными облаками небеса, отражающиеся в зеркальной глади полноводной реки. К высокому небу тянутся хрупкие кривые березки, сверкая на солнце белизной своих стволов, на ветках набухли почки, и лесок справа в глубине стоит окутанный золотистой вуалью. Прекрасно передана в картине присущая русскому равнинному пейзажу успокоительная мягкость очертаний. Живопись картины как-то по особенному выразительна. Художник использует светлые краски прозрачного весеннего дня, но приводит их к спокойному, общему живописному тону. Форма изображенных предметов кристально ясна и четко прорисована кистью, хотя и не детализирована.

В январе 1897 года мастерскую Левитана посетил литератор В. А. Гольцев, который поместил в газете небольшую заметку о своих впечатлениях от увиденного и высказал в ней ряд верных мыслей о существе искусства Левитана: «Всё, что таится прекрасного в нашей чуждой эффектов природе, весь простор, весь однозвучный как будто на первый взгляд простор родных

полей, дает нам чувствовать художник...И вот сторонник идейного

искусства выходит из мастерской глубоко умилённый. Такие картины мог написать только человек, который глубоко поэтично любит родную природу, любит той любовью, какой любил Лермонтов, — «с вечерними огнями печальных деревень». За эту сознательную любовь, за это одухотворение природы нельзя в достаточной степени не отблагодарить И. И. Левитана». После появления этой заметки в «Русских ведомостях» Левитан направил Гольцеву 25 января 1897 г. письмо следующего содержания: «Виктор Александрович! Только что прочел Вашу заметку о моих работах в «Русских ведомостях». Спасибо Вам. Меня она порадовала очень, и вот почему. Раз Вы решились публично сказать свое мнение, и сказать так симпатично, — значит, работы Вас очень тронули. Захватить живописью и лирикой Вас, стоящего на стороне идейного искусства, а может быть, простите, даже тенденциозного, признак того, что работы, в самом деле, достаточно сильны. Вы можете, как и всякий другой, конечно, ошибаться в определении, но в Вас, как в высококультурном человеке, способность видеть вещи в их настоящем виде и вне своих симпатий, несомненно, развита, и вот почему я Вам верю. Как хорошо Вы цитируете лермонтовские стихи: «с вечерними огнями печальных деревень». Это удивительно сказано... До свидания, спасибо Вам еще раз. Ваш Левитан».

Идейная близость творчества А.П. Чехова и И.И.Левитана

Идейная близость питала дружбу И.И. Левитана и А.П. Чехова. Их творчество пропитано глубокой любовью к человеку и природе. Оба они, живя в глухое время реакции, сумели сохранить в себе веру в грядущее счастье человека, в торжество гуманистических идеалов.

Сближение Левитана и Чехова началось в 1885 г. и прошло через годы долгих испытаний. В 1885 г. Левитан впервые выступил на передвижных выставках. Чехов в это время начинал свои сатирические рассказы в журнале «Осколки».

Левитан был частым гостем в семье Чеховых. Когда Чехов в 1890 собрался поехать на остров Сахалин, он пригласил с собой в это путешествие Левитана. В письмах в пути, любуясь пейзажами Сибири Чехов, вспоминает об отказе Левитана принять участие в этой поездке.

В 1892-1899 гг. Чехов живёт в имении Мелихово под Москвой, а затем уезжает в Крым. Их дружба поддерживалась письмами. Между ними установилась глубокое взаимопонимание. Близость интересов наполняет их дружбу большим содержанием. Каждый из них видит в творчестве другого выражение тех же интересов, настроений, которыми жили сами; каждый из них черпал в творчестве другого что -то важное для собственного творчества. Сближало их общность целей, идейных устремлений.

Воспитанные на идеалах передовых людей 60-х годов, они вошли в художественную жизнь в гнетущую пору политической реакции 80-х годов 19 века, когда царское правительство расправилось с народовольцами, стремилось подавить революционные настроения. (В 1884 г. запрещено издание «Отечественных записок». Не допускались к обращению среди читателей книги Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и д.р.)

Искусство Левитана и Чехова во многих чертах оставалось, обязано искусству их предшественников. Но вместе с тем, создавшаяся в России напряжённость общественной жизни, гнёт социальных противоречий выдвигали новые задачи, заставляя их по-новому осмысливать и обращаться к иным художественным образам.

Своими произведениями они стремились дать почувствовать возможность иной жизни, поддерживали в людях веру в конечную победу высоких идеалов.

Созвучны были Левитан и Чехов в своём отношении к природе, которую оба воспринимали лирически и видели в природе для человека источник глубоких душевных переживаний.

Левитан называл Чехова пейзажистом. Известно, что у Чехова природа не выступает только как фон, на котором развёрнуто событие. Он отводит природе гораздо более действенную роль, хотя и лаконично до придела.

Чеховское описание природы сохраняет во многих чертах родственную близость с мотивами пейзажей Левитана. Они просты по сюжету, схожи по форме, одушевлены и полны чувства красоты природы. Чаще всего Чехов прибегает к пейзажным образам для выражения своих оптимистических надежд и предчувствий. Тем же глубоким человеческим содержанием полны и образы природы Левитана. Левитан, как и Чехов, поднимался в своих произведениях к большим идейно-художественным обобщениям. Это качество и сделало пейзажиста Левитана выразителем настроений передовых людей 80-90 годов 19 века.

И Чехов и Левитан — представители художественной национальной культуры, обогатившие пейзаж новым содержанием. Чехов восторгался пейзажами Левитана. Когда Левитан выставил свою работу «Тихая обитель» Чехов писал своей сестре «Его картина

произвела фурор......Успех у Левитана не из обыкновенных».

В 1899 г. Левитан навестил Чехова в Ялте. Чехов в беседе выразил тоску по природе Подмосковья, и Левитан воспроизвёл мотив своей картины «Сумерки. Стога» в подарок другу.

В том же 1899 году Левитан пишет Чехову, под непосредственным впечатлением от увиденной им в театре Чеховской «Чайки». «Устаю от работ, бросить, которые в то же время не могу, как говорит твой Тригорин, ибо всякий художник- крепостной». Спектакль произвёл на Левитана глубокое впечатление.

Значение творчества И.И. Левитана в развитие русского искусства.

В 1898 году Левитан был приглашен руководителем пейзажного класса в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на своё крайне тяжёлое состояние болезни сердца, он принял приглашение и отдался с огромным увлечением новому для себя делу воспитания молодёжи, хотя все друзья отговаривали его от этого шага, говоря, что преподавательская деятельность будет мешать личным занятиям живописью.

В воспоминаниях его ученика В.П. Сизова очень хорошо описаны настроения молодёжи и самого Левитана перед началом занятий: «Я пошёл, говорил Левитан своим ученикам, потому что чувствую, что учить пейзажиста можно и должно. В Петербурге в Академии среди профессоров возникло даже сомнение, можно ли учить пейзажу, и я тогда же в собрании протестовал».

В 1900г. он был участник последней передвижной выставки, бывшей при жизни художника. Весь свой творческий путь он проходит среди передвижников. Многие молодые художники в 90-е годы вышли из товарищества передвижников и примкнули к «Миру искусства». Левитан тоже был приглашен в «Мир искусства». Но Левитан не согласился.

Правда, Левитан некоторые свои работы посылал на выставку организации общества художников «Мир искусств».

Вдохновенным и неустанным трудом всей своей творческой жизни Левитан продолжал огромной важности дело, начатое славной плеядой русских пейзажистов, усилиями которых был создан национальный реалистический пейзаж. Обогащенный опытом предшественников, он шел к созданию обобщенного образа природы и здесь достиг большой глубины, чем другие пейзажисты конца века. Каких бы сторон искусства Левитана мы ни касались, его новизна во всём чувствуется столь же сильно, сколь сильны в нём связи с исканиями предшественников.

В 50-е годы происходит утверждение пейзажной темы. На первых порах стремление художников раскрыть в своих картинах жизненные связи человека и природы, даёт нам понять всю новизну лирического искусства. Вместе с тем мы чувствуем в нём след нерушимой общности с зачинателями пейзажной живописи, которые уже тогда увидели в родной природе что-то близкое и родное русскому человеку и попытались в меру своих возможностей выразить это содержанием своего искусства. Для них любовь к русской природе была неотделима от их любви к родной стране. Они умели видеть за каждым мотивом русского пейзажа свою страну и свой народ.

Художникам 60-х и даже 70-х годов для выражения этой связи человека и природы необходимо было ввести жанровый сюжет и прибегнуть к повествовательному раскрытию содержания, а пейзажисты 80-90-х годов использовали средства самого пейзажа, через которые и выражали переживания людей. Причём в пейзажах Левитана более тонко и глубоко, чем в творчестве его современников, проявилась эмоциональная сила лирического пейзажа и мастерства его одухотворения. Высокие человеческие чувства, которыми полны пейзажи Левитана, и придают его произведениям огромную действенность, способную взволновать зрителя и пробудить в его душе ту «безграничную любовь к своей родной земле», которую художник пронёс через всю свою жизнь.

Список литературы.

1. Мадьцева Ф.С.. Мастера русского пейзажа. М.: Издательский дом «Искусство», 2002.

2. История русского и советского искусства. М.: Высшая школа, 1979.

3. Турков А. Левитан: серия «Жизнь в искусстве». М.: издательство «Искусство», 1974.